Меню
Официальный сайт
МО г. Петергоф
Санкт-Петербург, Петергоф,
ул. Самсониевская, д. 3
info@mo-petergof.spb.ru
msmopetergof@yandex.ru
Телефон/ факс,
8 (812) 450-60-36
Орган опеки и попечительства
8 (812) 450-73-03

Об информационно-пропагандистском противодействии терроризму и экстремизму

05.12.2016 В последние десятилетия вопросы борьбы с терроризмом, а также экстремизмом, в частности, информационного противодействия экстремистской деятельности, неоднократно освещались в юридической и специальной литературе [1].

В Концепции национальной безопасности (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24) подчеркивалось, что «Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство».
О росте общественной опасности и распространенности экстремистских проявлений свидетельствуют следующие статистические данные и факты.
Если, по данным Генеральной прокуратуры, в 2005 г. было зарегистрировано 136 преступлений экстремистской направленности, то уже в следующем году – уже 263. В 2007 г. – 356, в 2008 г. – 460, в 2009 г. – 548, причем речь идет только о законченных уголовных делах.
Как отмечал представитель ФСБ России на Всероссийской научно-практической конференции Российской криминологической ассоциации «Экстремизм: его причины и проблемы борьбы», прошедшей в феврале 2010 г., только в 2008 г. было выявлено 12 праворадикальных молодежных групп, насчитывавших 54 участника, на счету которых более 20 убийств.
Всего МВД России зарегистрировано около 150 радикальных группировок, число участников которых, по экспертным оценкам, может достигать 60 тысяч.
Только в 2008 – 2009 годах правоохранительными органами было ликвидировано 70 экстремистских групп в 42 регионах России, 19 участников которых были осуждены.
Для более объективной оценки степени общественной опасности экстремистской деятельности для Российской Федерации представляется необходимым проанализировать динамику преступности данного вида за последние годы.
При этом мы будем учитывать только основные составы «экстремистских» преступлений – согласно статьям 280, 282, 282-1 и 282-2 Уголовного кодекса Российской Федерации. При этом верхняя строка столбцов таблицы показывает количество возбужденных уголовных дел по данной статье, а нижняя строка – число выявленных лиц, совершивших данные преступления.
Таким образом, за первые десять лет действия нового Уголовного кодекса России по указанным статьям было возбуждено 1 040 уголовных дел, по которым проходили 513 подозреваемых в совершении этих преступлений.
В современных условиях перехода к информационному обществу, развития информационной индустрии и глобализации информационных процессов, роль информационно-пропагандистских мер противодействия реальным и потенциальным угрозам безопасности общества и государства объективно возрастает, хотя они были присущи деятельности отечественных органов безопасности с первых лет их существования.
Сегодня деятельность органов ФСБ находит отражение на официальном веб-сайте www.fsb.ru. С марта 2008 г. стал также функционировать веб-сайт Национального антитеррористического комитета России (www.nak.fsb.ru).
Объемный архив сообщений СМИ о деятельности органов безопасности России в рубрике «ФСБ в зеркале прессы» представлен на сайте www.chekist.ru.
Значительный интерес как для граждан, так и для сотрудников правоохранительных органов может представлять также сайт историко-публицистического альманаха «Лубянка» (www.a-lubyanka.ru).
Материалы о деятельности органов госбезопасности, а также иностранных спецслужб также регулярно публикуются на редакционных сайтах еженедельных изданий «ВПК – Военно-промышленный курьер» (www.vpk-news.ru), «Независимое военное обозрение» (www.nvo.ng.ru).
Следует отметить, что активизация контрпропагандистских мер противодействия террористической и экстремистской деятельности прямо предусматривалась Планом мероприятий по информационно-пропагандистскому сопровождению борьбы с терроризмом и обеспечению общественной безопасности, утвержденным президентом России 19 февраля 2005 г.
После принятия федерального закона «О противодействии терроризму» и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» в России была создана новая целостная организационная система противодействия этим угрозам, основанная, прежде всего, на координации действий органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях через Национальный антитеррористический комитет (НАК) и Антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации (положение об Антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации, утвержденное НАК 7 июля 2006 г., см.: www.nak.fsb.ru).
Руководство НАК России неоднократно выражало обеспокоенность широким распространением идеологии терроризма и экстремизма, в том числе в сети Интерне т[2], в связи с чем указывалась необходимость совершенствования и расширения арсенала средств и методов противодействия противоправной подстрекательской агитации и пропаганде.
В целом информационные процессы в России в настоящее время складывается как из отечественных и зарубежных информационных потоков, распространяемых традиционными СМИ - периодической печатью, радио, телевидением (отечественными и зарубежными), так и из материалов (сообщений) глобальной коммуникационной сети Интернет.
Поскольку значение последнего в информационной сфере будет объективно возрастать, представляется необходимым кратко охарактеризовать этот канал как информационного воздействия на население нашей страны, так и влияния на состояние оперативной обстановки в России.
Как отмечалось на XXII Российском Интернет-форуме (РИФ, апрель 2008 г.), за 2002 – 2007 годы количество пользователей интернета в России возросло до 25 % населения (в то же время, в европейских странах этот показатель достигает 60 %).
За счет развития интернет-версий редакционных сайтов периодических изданий, а также появления «сетевых СМИ» (интернет-газет и журналов), информационно-пропагандистское воздействие Рунета (русскоязычного сегмента «всемирной паутины») на общественное сознание и настроения населения будет возрастать.
Уже и в настоящее время в Рунете содержится обширная информация о деятельности как отечественных, так и зарубежных экстремистских и террористических организаций, особенностях их организации и тактики деятельности, что может формировать своеобразную «негативную осведомленность» как у объектов оперативной заинтересованности правоохранительных органов России, так и у лиц, интересующихся, либо сочувствующих экстремистам, их деятельности и призывам.
В этой связи сотрудники правоохранительных органов могут сталкиваться с необходимостью нейтрализовать эту «негативную осведомленность», оказывать корректирующее воздействие на мировоззрение, идейные и поведенческие установки проверяемых и разрабатываемых лиц.
Следует подчеркнуть, что если в 1998 г. террористические организации поддерживали во «всемирной паутине» всего 12 сайтов, то в 2005 г. – уже 4 800, а в 2008 г. – свыше 5 000, в том числе до 150 русскоязычных.
Также имеют свои веб-сайт общественные объединения, ставящие своей целью борьбу с экстремисткой пропагандой: Международный антитеррористический медийный форум (www.mamf.ru), Международный антикриминальный и антитеррористический фонд (www.waaf.ru).
Однако в целом информационное воздействие СМИ на состояние оперативной обстановки и борьбу с экстремистской и террористической преступностью может иметь как позитивное, так и негативное влияние. При этом «качество» информационной продукции ресурсов Рунета – достоверность, объективность изложения фактов, компетентность комментариев, может быть различным.
Утвержденная главами государств России, Казахстана, Китая, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана 5 июля 2005 г. Концепция сотрудничества государств – членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом [3] также подчеркивает необходимость взаимодействия с гражданским обществом и СМИ в целях противодействия пропаганде терроризма, сепаратизма и экстремизма (п.15) и формирования в общественном сознании понимания необходимости бескомпромиссной борьбы с указанными угрозами безопасности общества и государств (п. 22).
Формирование разнообразных террористических и экстремистских угроз безопасности России приходится на конец 80-х – начало 90-х годов прошлого века, на которые также приходится и слом существовавшей системы мер противодействия угрозам государственной безопасности, немаловажное место в которой принадлежало и идеологическим (воспитательным), профилактическим мерам.
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации (в редакции Указа Президента России от 10 января 2000 г. № 24), обоснованно подчеркивалось, что «решения и меры, принимаемые органами государственной власти в области борьбы с преступностью, должны быть открытыми, конкретными и понятными каждому гражданину, носить упреждающий характер, обеспечивать равенство всех перед законом и неотвратимость ответственности, опираться на поддержку общества».                                                                 Объективно потребность информационно-пропагандистского противодействия терроризму определяется тем обстоятельством, что его субъекты для достижения своих целей и вынуждены прибегать к активной пропаганде для расширения социальной базы поддержки своих притязаний.
Один из первых отечественных исследователей терроризма А.И. Спиридович еще в начале ХХ века на основе анализа деятельности террористических групп пришел к выводу о том, что появлению сплоченной террористической организации (группы), как правило, предшествует период 7 – 10 лет активной пропагандистской работы [4].
В аналитической справке аппарата НАК «О деятельности федеральных органов исполнительной власти РФ по информационному противодействию терроризму и информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятия» подчеркивается, что «Объектом информационно-пропагандистского воздействия экстремистских организаций и идеологов является сфера общественного, политического, религиозного сознания населения и межнациональных отношений».
Целью деятельности экстремистских пропагандистов является:
- привлечение в свои ряды новых участников,
- формирование сочувствия и поддержки населением своих противоправных требований и призывов.
При этом пропагандистами экстремизма используется незнание населением «общепризнанных норм и принципов международного права, обязательств Российской Федерации, проистекающих из присоединения России к многочисленным международным конвенциям (договорам)», а также норм российского законодательства.
Только в 2006-2007 годах органами ФСБ совместно с МВД была пресечена враждебная деятельность около 1000 информационных ресурсов Интернета, содержавших материалы экстремистской, террористической и иной противоправной направленности[5].
На Национальный антитеррористический комитет и Антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации, в частности, возложены задачи:
- участия в реализации на территории субъекта федерации государственной политики в области противодействия экстремизму,
- мониторинг политических, социально-экономических и иных процессов, оказывающих влияние на противодействие терроризму,
- координация деятельности по осуществлению профилактики терроризма.
По инициативе НАК в МГУ в октябре 2007 и 2008 годов были проведены Всероссийские научно-практические конференции «Формирование устойчивой антитеррористической позиции гражданского общества как основы профилактики терроризма».
В 2008 г. НАК были разработаны Методические рекомендации по информационно-пропагандистскому сопровождению антитеррористической деятельности.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утвержденая Указом Президента от 12 мая 2009 г. № 537) также значительное место в системе мер по обеспечения безопасности страны отводит информационным и информационно-пропагандистским мерам, непосредственное участие в реализации которых призваны принимать также и органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, в том числе территориальные управления ФСБ России.
Правовую основу осуществления органами ФСБ России функции информационного обеспечения выработки и реализации органами исполнительной власти Субъектов Федерации единой политики в области обеспечения безопасности, в том числе информационно-пропагандистского противодействия выявленным угрозам, образуют федеральный закон «О Федеральной службе безопасности», Положение о Федеральной службе безопасности (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. № 960), Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Приказ директора ФСБ России от 18 сентября 2008 г. № 464 «Об утверждении регламента Федеральной службы безопасности».
Информационно-пропагандистские меры по обеспечению безопасности страны осуществляются как непосредственно органами ФСБ России, их оперативными сотрудниками в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, так и во взаимодействии со средствами массовой информации (п. 65 статьи 8 Положения о Федеральной службе безопасности, пп. 100-101 Приказа директора ФСБ России от 18 сентября 2008 г. № 464).
Следует также отметить, что в октябре 2009 г. Президентом России впервые была утверждена и опубликована Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации [6].
Следует отметить, что данная Концепция основывается на выработанных современной практикой и теорией рекомендациях отечественных и зарубежных специалистов. В частности, и принятой Генеральной Ассамблеей ООН 8 сентября 2006 г. Глобальной контртеррористической стратегии                                                                    (см.:http: //www.un.org/russian/terrorism/framework.shtml).


Концепция констатирует, что совершение преступлений террористического характера в России обусловливается рядом внешнеполитических факторов и внутренних экономических, социальных, межнациональных и межконфессиональных противоречий и условий, в том числе бесконтрольным распространением радикальных, ксенофобских и экстремистских идей, в том числе и через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и средства массовой информации, и недостаточностью правоохранительных, административно-правовых и иных мер по противодействию терроризму и экстремизму.
В этой связи в числе важнейших задач противодействия терроризму, наряду с выявлением и устранением причин и условий, способствующих распространению экстремизма и терроризма, выявлением, предупреждением и пресечением действий, направленных на подготовку преступлений экстремистского и террористического характера, указывалось и на необходимость активизации противодействия распространению идеологии терроризма и информационно-пропагандистского обеспечения проведения антитеррористических мероприятий.
И если информационно-пропагандистское противодействие экстремистской и террористической идеологии и пропаганде не является исключительной прерогативой органов ФСБ России, то они в этом процессе могут выполнять аналитические и корректирующие функции, в том числе, и через ранее названные Антитеррористические комиссии в субъектах федерации, организуя и осуществляя общепрофилактические, в том числе и информационно-пропагандистские (контрпропагандистские) мероприятия.
Эта функция является практической реализацией одного из известных принципов деятельности органов ФСБ России – сочетания гласных и негласных методов и средств, направленного на повышение эффективности защиты интересов и прав российских граждан.
Что касается содержания стратегии борьбы с терроризмом и экстремизмом, то, на наш взгляд, следует согласиться с мнением директора российского Центра исследований социального экстремизма И.Ю.Залысина[7], который полагает, что для "победы" над экстремизмом прежде всего необходимо решить те реальные социальные проблемы, болезненной реакцией на которые и являются эти противоправные формы социального действования. Иначе, какими бы маргинальными не были сознание и поведение террористов, они, в противном случае, будут встречать сочувствие у определенной части населения, сталкивающейся с аналогичными проблемами.
Будет даже справедливым сказать, что борьбу с терроризмом ведут правоохранительные органы и спецслужбы, но победить, точнее говоря – изжить терроризм и экстремизм может только само общество.
Любые крайности, резкие переходы от жестоких репрессий к мягкой, либеральной политике и обратно, как правило, лишь ослабляют политический режим. Колебания, отсутствие логики в действиях властей вызывают непонимание и неприятие в обществе. В то же время, чтобы быть эффективным, использование насилия против террористов должно быть подчинено принципам правомерности, логичности и последовательности.
Непринятие правоохранительными органами должных правовых мер против лиц, подрывающих стабильность режима, создает ощущение безнаказанности у преступников и беззащитности у их жертв. С другой стороны, чрезмерные репрессии, особенно против невиновных лиц, вызывают отчуждение граждан от поддержки властей.
Практика показывает, что только легитимное, то есть рассматриваемое как законное, оправданное в глазах общества применение силы – а разъяснение этих обстоятельств и является одной из задач информационно-пропагандистского сопровождения борьбы с терроризмом, - может быть эффективным в борьбе с терроризмом.
Если же общественное мнение не только не понимает, зачем против террористов и экстремистов применяется насилие и правовые меры, но и сочувствует им, трудно достичь победы в этой борьбе. Поэтому властям необходимо убедительно доказать обоснованность использования силы и правовых норм против террористов, их пособников и пропагандистов экстремизма, раскрыть опасность и бесчеловечную сущность терроризма, дегероизировать тех, кто его практикует.
Следует также согласиться с тем, что в этой борьбе важно как добиваться тактических успехов, так и стремиться к последовательному снижению числа и масштабов террористических проявлений, числа их жертв.
Указанные обстоятельства, на наш взгляд, диктуют настоятельную необходимость скорейшей выработки и реализации на практике стратегии
информационно-пропагандистского противодействия экстремизму и терроризму во всех их формах и проявлениях.
Как прямо отмечается в Концепции противодействия терроризму в России от 5 октября 2009 г., акции информационно-пропагандистского и культурно-образовательного характера должны включать:
- разъяснение антиобщественной сущности и опасности идеологии и практики экстремизма и терроризма с целью формирования их неприятия и отторжения населением, в том числе молодежью,
- разъяснение обществу задач по противодействию экстремизму, целей и действий органов правопорядка и спецслужб,
- формирование правовой и политической культуры населения, пропаганду социально значимых целей и ценностей, идей «культуры мира» (толерантности и взаимодействия)[8].
В целом под "культурой мира" понимаются все формы поведения, которые уважают право на жизнь, достоинство и права человека, отрицают насилие во всех его формах и содействуют утверждению принципов мира, справедливости, солидарности, терпимости и понимания между индивидами, социальными группами и государствами.
Генеральная Ассамблея ООН на своей юбилейной 50 сессии 20 ноября 1998 года поддержала инициативу ЮНЕСКО о провозглашении 2000 года Международным годом культуры мира и утвердила пятилетнюю Программу воспитания культуры мира.                                                                                                        
Государствам-    членам ООН, в этой связи предлагалось стимулировать образование:
- в духе культуры мира, признания и уважения прав человека, терпимости и межнационального взаимопонимания;
- в духе защиты и уважения всех прав человека без дискриминации;
- продвижения принципов демократии на всех уровнях развития общества;
- активизировать борьбу с бедностью, за прогресс и процветание для всех;
- способствовать предоставлению каждому гражданину качества жизни, соответствующему человеческому достоинству.

Источники и примечания:

1. Хлобустов О.М. Все мы в заложниках у преступников: пресса и проблемы насилия в обществе. // Журналист. 2001, № 5, с. 39 – 41; Средства массовой информации и терроризм. // Власть. 2002, № 12, с. 8 – 13; О роли СМИ в противодействии терроризму. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. М., 2004, с. 201 – 2004; Хлобустов О.М. Противодействие методам невольного содействия. // Журналист, 2004, № 5, с. 8 – 9; Информационно-пропагандистское противодействие терроризму // Информационный бюллетень АТЦ СНГ. М.,2005, № 6, с. 78 – 89;                                                                                                                                                                                            Проблемы информационно-пропагандистского противодействия терроризму // Власть. 2006, № 1, с. 45 - 49  
2. Информационный бюллетень НАК 2007, № 1(3), с. 8, 14, 16, 63-64; 2007, № 2(4), с. 14.

3. Журавель В.П. ШОС: проблемы борьбы с терроризмом. // Мир и согласие. 2009, № 4 (41), с. 44 – 51; http://archive.kremlin.ru/interdocs/2005/07/05/1307_type72067-90911.shtml?type=72067.

4. Хлобустов О.М. О противодействии сыщиков терроризму в России // Оперативник/сыщик М., 2006, № 1, с. 5 – 8. Спиридович А.И. Революционное движение в России. Выпуск II. Партия социалистов-революционеров и ее предшественники. 1886 – 1916. СПб, 1916.

5. Информационный бюллетень НАК, 2008, № 2(10), с. 16-31.

6. Российская газета, 20 октября 2009 г.

7. Независимая газета, 11 ноября 2000 г.; Хлобустов О. М. Госбезопасность России от Александра I до Путина. М., 2007, с. 562 – 573.

8. Хлобустов О. М. Госбезопасность России от Александра I до Путина, с. 580 – 581.

Олег ХЛОБУСТОВ, эксперт Фонда национальной и международной безопасности


Возврат к списку