Меню
Официальный сайт
МО г. Петергоф
Санкт-Петербург, Петергоф,
ул. Самсониевская, д. 3
info@mo-petergof.spb.ru
msmopetergof@yandex.ru
Телефон/ факс,
8 (812) 450-60-36
Орган опеки и попечительства
8 (812) 450-73-03

О профессиональном стандарте деятельности специалиста по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений

18.03.2015 27 ноября 2014 член СПЧ и совета по межнациональным отношения при Президенте России Александр Брод принял участие в круглом столе «Проблемы подготовки специалистов по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений», который прошел в Московском городском психолого-педагогическом университете.
Круглый стол прошел в рамках общественного обсуждения проекта профессионального стандарта «Специалист по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений».
Его разработка осуществляется по заказу Министерства труда и социальной защиты РФ в рамках реализации распоряжения Правительства РФ от 31 марта 2014 г. № 487-р.
Деятельность специалиста по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений направлена на развитие гражданского патриотизма, учитывающего этнокультурное многообразие народов России; обеспечение профилактики межнациональных (межэтнических) конфликтов; адаптацию и интеграцию мигрантов.
Данные вопросы являются крайне актуальными для современной России.
В свою очередь профессиональный стандарт может выступать основой образовательных программ подготовки специалистов по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в рамках направления подготовки «Государственное и муниципальное управление».
Проект стандарта подготовлен Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Московским городским психолого-педагогическим университетом в сотрудничестве с рядом организаций и научных учреждений.
В 2012 г. Президент России В.Путин издал указ «Об обеспечении межнационального согласия», во исполнение которого был создан Совет по межнациональным отношениям при Президенте РФ.
На первом заседании Совета в Саранске 24 августа 2012 г. в качестве одного из основных направлений его деятельности Президент РФ назвал «гармонизацию межнациональных отношений и предотвращение межэтнических конфликтов».
Нельзя не согласиться с краткой характеристикой таких конфликтов, данной Президентом РФ: «...Конфликты здесь способны не только подточить нашу государственность, но и разрушить сами её основы.
Сегодня всё чаще под видом развития демократии и свободы поднимают голову разные националистические группы.
Они участвуют и в митингах, ведут работу в Интернете и в подростковых клубах, студенческих сообществах, выступают с лозунгами то русского, то татарского, то кавказского, то какого-то другого регионального национализма.
По сути, все они подталкивают, провоцируют сепаратистские, разъединительные тенденции в нашей стране.
Важно переломить эти опасные тенденции и влияния».
В.Путин сослался на известные всем примеры конфликтов, определив их основу и характер: «Зачастую в основе возникающих конфликтов на этнической, казалось бы, почве лежит совсем другое - недоверие граждан к органам власти и управления.
Известные события в Кондопоге, Сагре, на Манежной площади в Москве - это, прежде всего, результат бездействия правоохранительных органов и безответственности чиновников.
Коррупция, предвзятость представителей госорганов, их неспособность обеспечить справедливость, защитить интересы людей становятся питательной базой и почвой для межнациональных столкновений и напряжённости, а кому-то и прямо выгодно перевести возмущение граждан конкретным фактом несправедливости в форму межэтнического конфликта».
Далее Президент РФ сделал вывод из сказанного: «Поддержание межнациональной гармонии, оперативное и грамотное урегулирование потенциально конфликтных ситуаций, содействие диалогу между представителями различных общин, пропаганда толерантности должны стать приоритетными в работе всех уровней власти и в огромной степени - муниципальных».
В рамках разработки этого направления В.Путин предложил создать механизм общественного контроля межнациональных отношений, в т.ч. и при Совете, а также указал на возможность проводить «инициативную экспертизу законодательства, ключевых решений в сфере межнациональных отношений» в сотрудничестве с законодателями и соответствующими ведомствами.
Эта задача может решаться только комплексно - властными, судебными структурами, юридическим сообществом, правоохранительными органами, правозащитными и общественными организациями.
Но чтобы обеспечить комплексный подход и научное обоснование соответствующих действий, требуются специалисты - ученые и исследователи, способные профессионально анализировать сферу межнациональных и межрелигиозных отношений.
А таковых в России очень немного - обычно они специализируются на относительно узких для этой сферы вопросах сравнительного религиоведения, этнопсихологии, межнациональных взаимоотношений, не сопрягая эти сферы между собой.
Поэтому подготовка соответствующих специалистов широкого профиля чрезвычайно важна.
Для решения этой задачи необходим профессиональный стандарт деятельности специалиста по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений, отражающий требования к знаниям, задачи и ответственность людей, отвечающих за грамотное выстраивание межнациональной и межконфессиональной политики.
Тем самым фактически вводится новая специальность.
По заказу Министерства труда и социальной защиты РФ в рамках реализации распоряжения Правительства РФ от 31 марта 2014 года № 487-р был разработан макет профессионального стандарта под контролем Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ).
В подготовке документа принимали участие целый ряд федеральных и местных ведомств, научно-исследовательские организации, общественные организации: департамент внутренней политики Ямало-Ненецкого автономного округа, Институт социологии Российской академии наук, Институт управления инновациями Казанского Национального исследовательского технологического университета, Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия, Региональная общественная организация «Содействие. Сотрудничество. Созидание», Региональная общественная организация «Центр миграционных исследований», Центр этнополитических и региональных исследований, Центр изучения религий Российского государственного гуманитарного университета.
Условно профстандарт можно разбить на три блока.
Первый включает планирование и координацию работы по формированию и укреплению российской идентичности, а также развитию гражданского патриотизма.
Задача специалиста - обеспечивать государственные гарантии равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и др.
Второй блок и, соответственно, обязанности специалиста касаются профилактики межнациональных и межконфессиональных конфликтов, локализации их последствий и обеспечения межконфессионального согласия.
Третий блок касается деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов.
Согласно требованиям документа, специалист должен обеспечивать защиту прав мигрантов, эффективную коммуникацию мигрантов и местного населения.
Разумеется, профессиональный стандарт предъявляет довольно серьезные требования к квалификации специалиста, поскольку в данном случае его деятельность осуществляется на стыке различных направлений - этноконфессиональные и межконфессиональные отношения имеют самые разные аспекты.
Соответственно, в документе представлен целый ряд дисциплин, знаниями по которым должен владеть специалист (обязательно с высшим образованием).
В самом деле, специалист, осуществляющий деятельность в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, должен, согласно документу, обладать знаниями по следующим дисциплинам:
- этнопсихология;
- этнополитология;
- социология и психология формирования российской идентичности;
- социология и психология гражданского патриотизма;
- технологии разработки и проведения общественных (в т.ч. массовых) мероприятий;
- технологии управления в сфере связей с общественностью (PR-менеджмент);
- технологии стратегического планирования и проектной деятельности;
- религиоведение;
- регионоведение;
- дискриминация как правовой и социально-психологический феномен;
- конфликтология;
- социальная психология;
- социология и психология расизма;
- основы социального консультирования;
- оказание правовой поддержки;
- основы юридического консультирования;
- документоведение;
-национально-культурная и этноконфессиональная специфика подведомственной территории;
- этика межнационального и межконфессионального взаимодействия;
- технологии информационно-просветительской деятельности;
- психология межкультурной коммуникации;
- теория и практика медиации;
- законодательство Российской Федерации, международные документы в области межнационального и межконфессионального взаимодействия;
- педагогика и психология девиантного поведения;
- требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными граждан.
Рассчитывать на подготовку специалиста в вузах с таким набором учебных предметов, разумеется, можно, однако уровень такой подготовки представляется низким.
Дело в том, что работа в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений должна быть максимально профессиональной, потому что цена ошибки очень велика.
Почти по каждой из указанных дисциплин предусмотрены отдельные специальности для выпускников вузов.
Невозможно изучить религиоведение, этнополитику в рамках нескольких часов или даже семестров, при таком подходе знания будут поверхностными.
А главное, специалист с таким уровнем подготовки не сможет решать по-настоящему серьезные задачи.
Имеет смысл вести подготовку и формирование научных советов, исследовательских организаций, которые состояли бы из специалистов разного профиля для работы в области межконфессиональных и межэтнических отношений и обеспечивали бы эффективное взаимодействие этих специалистов с госслужащими.
Подобные советы могли бы готовить комплексные, сбалансированные рекомендации властям.
Представляется необходимым:
- предусмотреть региональную специфику подготовки специалистов.
Например, по соответствующей специальности в кавказском регионе желательно ввести специализированные курсы по кавказоведению, мусульманско-христианским отношениям, этническим особенностям региона. Иначе говоря, подготовка специалистов должна быть ориентированной на регион;
- стоит обучать специалистов умению взаимодействовать с институтами гражданского общества, включать эти институты в региональные программы, использовать их потенциал для профилактики рисков, урегулирования конфликтных ситуаций, адаптации мигрантов и т.д.
Директор МБПЧ Александр Брод: «В целом же представляется, что документ очень важен в нынешней непростой межэтнической и межконфессиональной ситуации, требует пристального внимания и дальнейшей доработки».
http://pravorf.org/index.php/news/1383-o-professionalnom-standarte-deyatelnosti-speczialista-po-voprosam-mezhnaczionalnyx-i-mezhkonfessionalnyx-otnoshenij

Возврат к списку