Помню и горжусь

Помню и горжусь 29.04.2020 О своём отце, погибшем под Смоленском, и о своём военном детстве рассказывает жительница Петергофа Тамара Афанасьевна Рычкова.
Мой отец  Рычков Афанасий Васильевич 1905 года рождения жил в большой и дружной семье, где было 4 брата и 4 сестры. Все были не просто грамотными – с образованием! Жили на севере Кировской области. Отец имел высшее образование и перед войной работал директором школы-десятилетки. Преподавал биологию в самом широком смысле этого слова с уклоном в медицину, если судить по библиотеке, которая осталась после него. Моя мать Мария Дмитриевна работала в той же школе и вела математику. Детей было много, семьи были многодетными, и в школе мест не хватало, учились в две смены. Дети ходили в школу из окрестных деревень, интернатов не было, самые маленькие оставались на ночь у знакомых. Так, в нашем доме зимой количество детей увеличивалось вдвое. За длинным столом при керосиновой лампе выполняли уроки 7 – 8 человек. Ни радио, ни электричества не было, отопление печное, и дров требовалась уйма.
Перед самой войной в селе выстроили новую большую школу, но  её не успели утеплить. Ох, и помёрзли мы в этой школе при минус сорока на улице!
В первый же год войны все мужчины ушли на фронт. У отца была бронь, но в начале 42-го он ушёл добровольцем. А через полгода его не стало. Он был в самом расцвете творческих и физических сил, и я никак не могла смириться с потерей, долго ждала, даже после войны, но… Из трёх его братьев двое погибли, один вернулся без ноги.
Потом стали приходить повестки ребятам из 10 и даже 9 классов, и через год десятилетка стала семилеткой – нет ни учителей, ни учеников. На весь огромный по площади район осталась одна десятилетка, ходить туда было далеко, преодолевая реку Вятка, на которой то разлив, то ледостав… В 1948 году 10 классов закончили 5 девушек и 1 юноша – мой старший брат Владислав. Получив аттестат, он подал документы в Ленинградское высшее военное морское училище имени Ленина и поступил в него. Попав из голодного детства в училище, брат так старался, что на 3-м курсе ему дали сталинскую стипендию – 100 рублей, огромные деньги по тем временам! Он очень помог семье, практически заменив нам отца. Мы все закончили институты, а трое из нас стали кандидатами наук.
Владислав дослужился до капитана 1 ранга, защитил кандидатскую диссертацию и перешёл на преподавательскую работу.  
Когда я стала работать и зарабатывать, решила поехать в те места, где погиб отец. Это Гагаринский район Смоленской области, деревня Холмино. От железнодорожной станции до Холмино я шла 18 километров пешком и могла внимательно осмотреться. В деревне попросилась на ночлег и узнала от местных жителей много интересных подробностей боёв. Они были недолгими, месяц-полтора, но бед фашисты натворили немало! Местные успели укрыться в лесах, взяв с собой скот. Летом 42-го немцы предприняли попытку наступления на Москву с  разных сторон. Моторизованные части быстро продвигались по просёлочным дорогам, стремясь выйти к железной дороге. До Москвы оставалось 150 километров.
Нашими был получен приказ задержать немцев любой ценой. Бойцы знали, что живыми из боя могут не выйти, и писали домой прощальные письма. Есть такое письмо и у нас. Что меня удивило в нём: отец советовал матери, кому из детей выбрать какую профессию. Он многое предугадал, только с сыном промахнулся: хотел, чтобы тот стал геологом, а не военным…
Сёстры отца стали учителями. Самая младшая Лидия Васильевна получила звание заслуженного учителя, а жена старшего брата Людмила Михайловна награждена орденом Ленина. В 2016 году из теленовостей узнала, что учителями года стали две учительницы из Нагорского района по фамилии Рычковы – живут славные традиции рода!
  

Возврат к списку