Меню
Официальный сайт
МО г. Петергоф
Санкт-Петербург, Петергоф,
ул. Самсониевская, д. 3
info@mo-petergof.spb.ru
msmopetergof@yandex.ru
Телефон/ факс,
8 (812) 450-60-36
Орган опеки и попечительства
8 (812) 450-73-03

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИСТСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖИ

30.06.2016 Проблема молодежного экстремизма в России при темпах ее развития в скором будущем занять ведущее место в статистике преступлений, поэтому для решения данного вопроса необходимо привлечь ряд общих и специальных мер по его предупреждению. Данное негативное явление – разновозрастное подчас включающее в себя контингент от 14 до 30 лет, поэтому меры по предупреждению экстремистских проявлений должны применяться с учетом возрастного фактора. К примеру, для лиц младшего и подросткового возрастов, еще не проникшихся всецело и полностью идеями экстремизма, фанатично не уверовавших в «правду физической силы», больше подходят профилактические меры общего характера. Использование данных мер позволит государственному аппарату и обществу не допустить формирования преступного мышления несовершеннолетнего субъекта, т. е. использовать меры по предупреждению преступности. Одной из превентивных мер противодействия экстремизму согласно Федеральным законом РФ от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» является тот факт, что лицам признанным экстремистами, ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, работе в силовых структурах и образовательных учреждениях, им запрещена частная детективная деятельность и т.д. (Чирун С.Н., 2010). Среди эффективных мер профилактики экстремизма А.А. Гаджиева (2010) выделяет: ‒ создание мест в вузах для талантливой молодежи; ‒ разработку долгосрочной программы в сфере молодежной политики по противодействию экстремизму; ‒ усиление роли патриотического воспитания среди молодежи; ‒ использование родовых связей для воздействия на радикально настроенную молодежь; ‒ возвращение былого авторитета слова старших; ‒ профилактику терроризма, которой должны заняться также и институты гражданского общества. Н.В. Стариков (2008) меры профилактики экстремизма приводит в контексте с ксенофобией: ‒ правовое воспитание молодежи, повышение уровня правовой культуры, преодоление правового нигилизма; ‒ подготовка и переподготовка специалистов по работе с молодежью по вопросам профилактики экстремизма и ксенофобии; 29 ‒ сотрудничество с различными конфессиями по противодействию экстремизма; ‒ обновление форм воспитательной работы с молодежью; ‒ организация виртуальных дискуссионных площадок «веб- конференций» по тематике молодежных проблем, размещенных на базах областных правительственных порталов, а также на популярных и наиболее посещаемых молодежью Интернет-ресурсах. Е.О. Кубякин (2010) выделяет следующие меры профилактики экстремизма в молодежной среде: ‒ пресечение негативное влияние уличной контркультуры; ‒ воспитание толерантности и культуры межэтнического общения через досуговые организации, клубы по интересам, спортивные секции; ‒ развитие института психологической помощи в школах (консультирование детей и координирование преподавательского состава); ‒ создание и развитие сети научных центров на федеральном и региональном уровнях, занимающихся проблемами экстремизма и различного рода проявлений крайних форм нетерпимости, расизма и ксенофобии; ‒ формирование структуры национальной (культурно- политической) идентичности посредством СМИ; ‒ декриминализация виртуального пространства посредством совместной деятельности с Интернет-провайдерами по поиску и удалению сайтов экстремистского содержания, и размещая на их месте информацию антифашистского содержания; ‒ доработка действующего антиэкстремистского законодательства; ‒ усиление работы по дискредитации экстремистских групп; В рамках профилактики экстремизма Т.А. Юмашева (2010) предлагает использовать следующие формы работы: ‒ проведение индивидуальных бесед; ‒ организация факультативных занятий; ‒ организация встреч с психологами; ‒ проведение тренингов, круглых столов, экскурсий, тематических вечеров, спортивные мероприятия и др.; ‒ разработку внутриведомственной статистики, отражающей характер и состояние молодежных девиаций; ‒ включение во внутриведомственную статистическую отчетности различных учреждений, осуществляющих коррекцию, социальную реабилитацию, медико-психолого-педагогического поддержку, охрану и защиту детей и семей «группы риска»; ‒ обеспечение доступности статистической информации о детско- подростковой девиации для всех субъектов образования и воспитания; ‒ регулярный анализ состояния подростковой безнадзорности и ее последствии; оценка эффективности системы профилактики; 30 прогнозирование качественного и количественного развития всех компонентов системы; ‒ своевременное выявление неблагополучных семей, информирование о них центров социальной помощи семье и детству, комиссий по делам несовершеннолетних, выявление несовершеннолетних, нуждающихся в социальной профилактике и реабилитации; ‒ анализ кадрового состава учреждений разных ведомств, имеющих профилактическую направленность, выявление кадрового дефицита специалистов по социальной, психосоциальной, социально- педагогической работе; ‒ создание сети комплексных профилактических служб социотерапевтической помощи семье и подростку, разработка содержания и организационно-управленческих принципов их работы, а также разработка психологического и правового обеспечения их деятельности; ‒ активное и целенаправленное использование подростковых и юношеских объединений по интересам как институтов ресоциализации социально дезадаптированных подростков; ‒ разработку специфических форм и средств приобщения девиантных подростков к активному, полезному, развивающему досугу, вовлечения в социально значимую деятельность, включая производственный труд; ‒ широкую апробацию различных форм работы с неформальными объединениями подростков; ‒ систематизацию и обоснование целесообразных форм и методов социально-педагогической коррекции условий семейного воспитания, семейного образа жизни функционально несостоятельных, не справляющихся с задачами воспитания, семей, включая различные формы семейного отдыха, психологическое консультирование, психолого- педагогическое просвещение родителей и психотерапию семейных отношений; ‒ создание правовых гарантий для системы профилактики, в том числе путем обеспечения гарантированного бюджетного финансирования; ‒ определение полномочий и ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, юридических и физических лиц в сфере профилактики; правовое регулирование отношений в данной области; разработка межведомственных программ, ориентированных на обучение специалистов по уличной работе с молодежью; ‒ подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, задействованных в сфере профилактической работы; анализ существующей системы подготовки и переподготовки специалистов по социальной, психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работе; ‒ проведение конференций, семинаров для сотрудников органов и учреждений системы профилактики, ориентированных на анализ 31 профилактической работы, выявление эффективного опыта, новых технологий предупреждения социальной дезадаптации детей, их социальной реабилитации и адаптации. Достаточно деятельные рекомендации, которые могут быть применены ко всем субъектам Российской Федерации, содержатся и в распоряжении Правительства РФ «Об утверждении Концепции государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, до 2025 года» от 17.04.2012 г. №506-р. В частности, в данном распоряжении подчеркивается, что для достижения цели государственной молодежной политики необходимо обеспечить реализацию мероприятий по следующим основным направлениям государственной молодежной политики: ‒ духовно-нравственное развитие и гражданское образование молодежи; ‒ вовлечение молодежи в социальную практику; ‒ поддержка инициативной и талантливой молодежи; ‒ поддержка молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации. О.В. Маврин (2012) представил программу профилактики экстремизма в виде трех модулей (табл.2), которая рассчитана в первую очередь на агитаторов – пропагандистов в антиэкстремистской и антиттерористической деятельности, работающих с населением. Автор предлагает создание электронного университета где будет представлен электронно- образовательный курс рассчитанный на дистанционное обучение для всех интересующихся профилактикой экстремизма. Таблица 2. Программа профилактики экстремизма Модуль Характеристика модуля Теоретико- методологические основы агитационной деятельности Модуль начинается с освещения организационно- правовых основ экстремистской и террористической деятельности, в котором представляются видеоматериалы, примеры подобный деятельности с параллельными комментариями экспертов. Подробно рассматриваются вопросы, связанные с религиозно окрашенным экстремизмом. Представляются способы агитации антитеррористической деятельности в пространстве Интернета Техники активного слушания как основа агитационной деятельности В этом модуле главное внимание уделяется проблемам налаживания эффективного общения. С потенциальными агитаторами антиэкстремистской деятельности рассматривается психология общения, разбираются основные техники активного слушания, наряду с основами ораторского искусства, используемого в работе с населением 32 Методики агитационной деятельности Осуществляет обучение агитаторов работе со средствами массовой информации их роли в освежении экстремистской и террористической деятельности, а также анализу агитационных материалов контртеррористической деятельности Интересна программа профилактики и противодействию экстремизма, разработанная Минспорттуризмом России совместно с Министерством внутренних дел России и Федеральной службой безопасности России, представленная уровнями профилактики (рис.5), описание категорий «группы риска» среди молодежи (рис.6), моделью профилактики взаимодействия объекта и предмета профилактической работы (табл.3). Особое внимание в программе уделено флешмоб-технологиям, используемых экстремистскими формированиями в сети Интернет. Один из примеров таких технологий могут быть компьютерные игры, направленные на разжигание межнациональной, расовой и религиозной вражды. Другой – в виде красивых и заманчивых призывов принять участие в акции несущей скрытый экстремистский характер, о котором участники акции и не подозревают. В настоящее время для сдерживания подобной информации в сети Интернет был принят Федеральный закон от 28.12.2013 г. №398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», вступивший в силу 1 февраля 2014 г. Данный закон прописывает процедуру досудебной блокировки сайтов, которые содержат призывы к экстремистской деятельности. Решение по блокировке принимает генеральный прокурор или его заместители, которые передают поручение Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзору). Роскомнадзор, в свою очередь, направляет Интернет-провайдеру требование ограничить доступ к уличенному в экстремизме сайту. Распоряжение должно быть выполнено «незамедлительно». Владелец сайта оповещается о блокировке постфактум: Роскомнадзор передает хостинг- провайдеру, что ресурс, размещенный на его серверах, содержит запрещенную информацию. И уже хостинг в течение суток должен передать требование удалить экстремистские материалы администрации сайта (Федеральный закон от 28.12.2013 г. №398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). 33 Рис. 5. Уровни профилактики молодежного экстремизма Уровни профилактики экстремизма вся молодежь, проживающая на территории России проводится осуществление общепрофилактических мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищенности, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности молодежь, находящаяся в ситуации возможного "попадания" в поле экстремистской активности (молодежь в "зоне риска") деятельность по профилактике направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности 34 Рис. 6. Категории «группы риска» среди молодежи Молодежь "группвы риска" выходцы из неблагополучных, социально- дезориентирован- ных семей, с низким социально- экономическим статусом «золотая молодежь», склонная к безнаказанности и вседозволенност и, экстремальному досугу дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект лица склонные к девиациям (алкоголизм, наркомания, физическое и морально- нправственное насилие) лица с недостаточным интеллектуальны м уровнем 35 Таблица 3. Модель взаимодействия объекта и предмета деятельности по профилактике экстремизма в молодежной среде Предмет профилактики Объект профилактики Молодежь в целом Молодежные группы, находящиеся в зоне риска Улучшение среды Оптимизация молодежной среды в целом Разработка и внедрение методов разрушения экстремистского пространства, создание на его месте конструктивных социальных зон для молодежи Воздействие на личность Развитие толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма Разработка системы психокоррекционной работы, ориентированной на профилактику ненормативной агрессии и экстремистской активности При организации системной работы по профилактике молодежного экстремизма возможно использование нескольких моделей, оптимизирующих данный вид деятельности: ‒ модель профилактики, основанная на усилении роли традиционных институтов социализации – может рассматриваться как вариант оперативного вмешательства государства в ситуацию в случае роста экстремистских проявлений в молодежной среде. Реализация модели предполагает формирование правового сознания молодежи, ее информирование о правовых последствиях участия в экстремистской деятельности (рис.6); ‒ модель профилактической работы, ориентированная на снижение деструктивного потенциала молодежных субкультур – базируется на использовании естественных процессов, происходящих в молодежной среде, что предполагает «мягкий» вариант профилактики экстремистской активности, учет интересов и предпочтений молодых людей (рис.7); ‒ модель профилактики экстремизма и формирования межнационального согласия в студенческой среде (рис.8). Предлагаемые модели основаны на нескольких базовых положениях: опора на косвенные, «мягкие» методы и формы работы, оптимизирующие среду и личность; главное внимание должно быть сосредоточено на особой социально-психологической ситуации в жизни любого человека; в основе должна лежать идея управляемой социализации, когда социально- психологические процессы, происходящие с молодежью, профессионально сопровождаются соответствующими специалистами. 36 Основные направления функционирования системы профилактики экстремизма в молодежной среде: нормативно-правовое обеспечение системы профилактики экстремизма в молодежной среде; научно- методическое и аналитическое обеспечение профилактики экстремизма в молодежной среде; создание системы альтернативных полей, площадок для реализации потенциала молодежи и включения ее в социально одобряемые виды деятельности; кадровое и организационное обеспечение функционирования. Рис. 6. Модель профилактики, основанная на усилении роли традиционных институтов социализации • идея рационального сокращения свободного, неконтролируемого пространства социализации молодого человека • создание условий для развития молодежи с целью снижения проявлений экстремистских проявлений Основа модели • семья • школа • учреждения профессионального образования различного уровня • общественные организации • СМИ Действия органов власти должны быть направлены на усиление и интеграцию воспитательного воздействия • система образования Основной ресурс • детские и молодежные общественные объединения Развитие позитивного развивающего досуга 37 Рис. 7. Модель профилактической работы, ориентированная на снижение деструктивного потенциала молодежных субкультур. • разработка механизмов, направленных на оптимизацию функционирования разнообразных молодежных сообществ, являющихся носителями тех или иных субкультур Государство и местное самоуправление • ориентация деятельности на разушение и/ или переориентацию молодежных структур, осуществляемая специалистами • создание поля для реализации агрессивных экстремальных проявлений молодых, удерживая их в рамках действующего законодательства и социальных норм (развитие экстремальных видов спорта) • создание и внедрение в молодежное поле новых социально позитивных субкультур • работа с фанатскими спортивными объединениями (предупреждение конфликтных ситуаций; предоставление билетов на спортивные мероприятия студентам и школьникам; профилактическая работа направленная на формирование правомерного поведения; проведение спортивных состязания между спортивными фанатами молодежи) Базовые стратегии профилактики экстремизма 38 Рис. 8. Модель профилактики экстремизма и формирования межнационального согласия в студенческой среде • повышение роли студенческих общественных объединений в жизни вуза, степень их влияния на процессы в студенческой среде • организация факультативных курсов по изучению законодательства в сфере противодействия экстремизму • создание стендов антиэкстремистской направленности • привлечение к работе с молодежью органов правопорядка • мониторинг учебных программ и пособий с целью выявления материалов. направленных на разжигание межнациональных конфликтов • установление критерии качества воспитальной работы в вузах • создание клубов интернациональной дружбы • введение в учебные программы преподаваение основ межнационального общения и интернационального воспитания • усиление внимания к мероприятиям по пропаганде культуры и традиций народов России и обучение навыкам бесконфликтного общения • просвещение о социальной опасности преступлений на почве ненависти для российского общества • внедрение специальных комплексных программ по адаптации и интеграции студентов из суъектов РФ • внесение в штат студенческих общежитий специалистов по воспитательной работе с иногородними и иностранными студентами • создание добровольных интернациональных дружин для поддержания общественного порядка • разработка механизма специальной системы подготовки кадров из числа представителей различных национальностей, обладающих общероссийским государственным самосознанием и менталитетом, в целях формирования нового поколения Образовательные учреждения 39 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Молодежь представляет собой особую социально-демографическую, которая в рамках укрепления национальной безопасности должна противостоять противоправным и экстремистским призывам. В последнее время в России среди наиболее распространенных правонарушений наблюдается всплеск экстремизма. По данным Верховного суда, число приговоров по экстремистским статьям растет с каждым годом и в большей степени в молодежной среде. Базовым элементом экстремизма является экстремистская идеология, поскольку она мотивирует экстремистскую деятельность и является основой сплочения и деятельности экстремистов и их организации. Среди всех видов экстремизма в молодежной среде наиболее распространен информационный экстремизм (экстремизм в сети Интернет). Существует ряд методов экстремистского воздействия на молодежную субпопуляцию в сети Интернет: целенаправленное дезинформирование и пропагандистское воздействие на массовое сознание населения; целенаправленное дезинформирование и адресное пропагандистское воздействие на индивидуальное и групповое сознание людей; психофизиологическое информационное – скрытое насильственное воздействие на психику человека. Одной из превентивных мер противодействия экстремизму согласно Федеральным законом РФ от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» является тот факт, что лицам признанным экстремистами, ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, работе в силовых структурах и образовательных учреждениях, им запрещена частная детективная деятельность и т.д. В профилактике экстремистских проявлений важно учитывать социальные и возрастные особенности молодежи. При организации системной работы по профилактике возможно использование нескольких моделей: модель профилактики, основанная на усилении роли традиционных институтов социализации; модель профилактической работы, ориентированная на снижение деструктивного потенциала молодежных субкультур; модель профилактики экстремизма и формирования межнационального согласия в студенческой среде. Среди основных направлений функционирования системы профилактики экстремизма выделяют: нормативно-правовое обеспечение системы профилактики экстремизма в молодежной среде; научно- методическое и аналитическое обеспечение профилактики экстремизма в молодежной среде; создание системы альтернативных полей, площадок для 40 реализации потенциала молодежи и включения ее в социально одобряемые виды деятельности; кадровое и организационное обеспечение функционирования системы профилактики. Добиться значительных результатов в профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде возможно, если работа будет вестись с привлечением специалистов разного профиля (юристов, сотрудников силовых структур,

Авторы: Г.А. Новикова, кандидат биологических наук, старший преподаватель Института педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова; Л.А. Новикова, кандидат биологических наук, преподаватель Архангельского медицинского колледжа
Рецензенты: А.М. Ксенофонтов, кандидат биологических наук, доцент, заместитель начальника отдела морально-психологического обеспечения управления по работе с личным составом Управления Министерства внутренних дел России по Архангельской области; И.В. Савельев, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой международного права и сравнительного правоведения Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова педагогов, психологов и др.).

Возврат к списку