Меню
Официальный сайт
МО г. Петергоф
Санкт-Петербург, Петергоф,
ул. Самсониевская, д. 3
info@mo-petergof.spb.ru
msmopetergof@yandex.ru
Телефон/ факс,
8 (812) 450-60-36
Орган опеки и попечительства
8 (812) 450-73-03

Мы не были обузой

Мы не были обузой 09.05.2020 Семья Гашиновых положила на алтарь Победы  жизни шестерых мужчин. Об этом рассказал нам житель Петергофа, приходящийся павшим героям сыном, братом, племянником, Станислав Иванович Гашинов.

Войну он встретил шестилетним ребёнком в деревне на Черниговщине, оккупированной фашистами в первое военное лето.  Впечатлений, полученных  мальчиком в то время, хватило на всю жизнь и осталось ещё потомкам.
Стасик родился седьмым сыном в семье Ивана Парфёновича и Надежды Фоковны Гашиновых.  И только восьмым ребёнком оказалась долгожданная девочка. До ухода добровольцем на фронт отец руководил строительством гидроэлектростанции. Семья жила в деревне, и имя Стас для сельской местности было необычным, но так его назвали по святцам. Мальчик родился 2 января, и именины Станислава следуют за этой датой (в этом году Станислав Иванович отметил своё 85-летие).  Отец происходил из семьи священнослужителей, что объясняет следование церковным традициям.
Картинки, запечатлённые детской памятью, ужасают воображение. Ребёнок видел  отступление наших частей, оставленные ими пушки со снарядами, повозки с ранеными, часть которых забрали немцы, часть ушла в лес. Запомнил ужасающий расстрел из самолётов стада коров, а позже будет картинка и того страшнее: бомбёжка застрявшей на мосту машины с людьми,   фрагменты тел которых разметало по деревьям.
Всё это происходило на глазах детей. Казни мирных жителей, угон крепких и молодых на работу в Германию.  А ещё мальчик запомнил, как наши партизаны беспощадно наказывали пособников фашистов, расстреливая и вешая их. В разгар этого ужаса Стас с сестрёнкой Олей и мамой находились дома, мать помогала партизанам продуктами, и однажды зимней ночью по доносу фашистских приспешников, к ним ворвались полицаи, завернули детей в тулупы и вместе с мамой повезли в лес. За спиной в это время разгорался костёр их подожжённого дома.  Именно этим обстоятельством Станислав  Иванович объясняет отсутствие довоенных фотографий отца – они сгорели. Сам отец пропал без вести, по данным Центрального архива Минобороны, в декабре 1943 года.
Когда Надежду Фоковну с малолетними детьми тащили в лес, нашлись заступники, отбившие их у похитителей (старшие братья Александр и Пётр служили в партизанском отряде). Дальше началась обозная жизнь  с партизанами.  «Сначала нас поселили в какой-то лесничий домик, потом перевезли в глухой и далёкий лес, где поместили в землянку, потом снова в лесной дом, потом опять в землянку в другом лесу, и так мы кочевали до осени 1943 года.  Ели сосновые шишки и побеги, яйца диких птиц, гнилую картошку.  Когда партизаны подорвали немецкий эшелон, у нас был праздник: в нём оказались завёрнутые в бумагу, похожие на теннисные мячи, котлеты.  Жизнь без еды, одежды, тепла была тяжёлой», – рассказывает ветеран, и, слушая его, представляешь, как это было трудно, страшно и невыносимо! При этом дети не были бесполезной обузой взрослым, они ходили по соседним деревням под видом побирушек. Малышей брали для прикрытия, подростки собирали сведения о расположении и численности противника, рисуя и записывая, либо собирая камешки и палочки. За это юных разведчиков наградили медалями.  
«На всю мою жизнь врезалось в память наше бегство из лагеря землянок, - рассказывает Станислав Иванович. - Это потом нам объяснили, что наше местонахождение попало на линию фронта и нас заставили перейти в тыл наших войск, а это 5-6 километров по открытому полю днём. Наверное, немцы приняли наше бегство за армейскую операцию и открыли по нам миномётно-артиллерийский обстрел, бомбёжку с воздуха. В результате на этом проклятом поле погибло очень много людей, в  адских условиях переживших оккупацию. Как многие дети, мы потеряли маму и вернулись в одну из землянок, где жили раньше.  У нас образовалась своя, детская коммуна, которой мы жили некоторое время, пока не появились особые солдаты, чтобы взорвать землянки. Они нас обнаружили и доставили по своим деревням, где я встретился с мамой, сестрёнкой и раненым братом Иваном.  Братья Александр и Пётр ушли воевать дальше с действующей армией, а мы остались в деревне – поднимать сельское хозяйство. Женщины впрягались в плуг, а мы бежали рядом, пытаясь помочь. Так выживали. В 1947 году государство отстроило нам дом. Жизнь налаживалась. Вернулся брат Александр, ставший инвалидом. Приехал в отпуск второй фронтовик, дошедший до Германии, брат Василий. Он устроил меня в специальное ремесленное училище№ 25 в Брянской области».
Жизнь нашего героя с этого момента поменялась к лучшему. Станислав Иванович отзывается об этом периоде с восторгом: «В училище я занимался спортом. Имел юношеские разряды по боксу, тяжёлой и лёгкой атлетике, играл в волейбол и футбол. В училище нас учили не только профессии, но и этике поведения: как пригласить девушку на танец и проводить обратно, где находиться, поднимаясь и спускаясь с ней по лестнице, как пользоваться столовыми приборами в ресторане. Уроки танцев у нас были каждую неделю, на них приглашали девочек из женских школ.  В 1948 году у меня обнаружили туберкулёз и три лета подряд отправляли в санаторий трудовых резервов, в результате я выздоровел».
В 1950 году группу, в которой учился Станислав Гашинов, по необъяснимым причинам перевели в Новозыбковское ремесленное училище № 2. Через пару лет выпустили. Станислав попал на завод «Ильмарине» в Таллине, откуда в сентябре 1953 года его как специалиста широкого профиля (токаря, фрезеровщика и слесаря)  направили на новую машинно-тракторную станцию, предоставили двухкомнатную квартиру, а через год призвали в армию. Служил в Германии до 1957 года. «Служба мне нравилась, всё давалось легко, было много спорта», - рассказывает Станилав Иванович.
Дальнейшая и основная трудовая деятельность протекала в Уфе, на военном заводе. Начинал работу токарем 4 разряда, затем мастером механического участка, старшим мастером, заместителем начальника цеха по производству, начальником механического и сборочного цехов. Без отрыва от производства получил профильное образование. На заводе встретил спутницу своей жизни. С Галиной Ивановной  они вместе 61 год.
Оба награждены нагрудным знаком «Отличник качества Министерства авиационной промышленности СССР», оба – заслуженные ветераны труда.  Их общий трудовой стаж составляет 102 года! Станислав Иванович имеет много других наград. А на двоих у них есть ещё одна общая и самая дорогая награда – дети, внуки, правнуки. Младшая дочь – профессор, физик-математик. Славный род семьи продолжат две внучки и три правнука. Пока. Многодетные родители наших героев сами были из многодетных семей, традицию надо продолжать. Люди были талантливыми во многих областях. А брат Надежды Фоковны, мамы Станислава Ивановича, Василий Васильевич Сенько – дважды Герой Советского Союза, штурман дальней авиации СССР, бронзовые бюсты которого установлены в городе Семёновске Черниговской области, на аллее героев в Чернигове, на территории Челябинского высшего авиационного училища.  Есть к чему стремиться. Главное, чтобы все были здоровы. С Днём Победы!
Наталья Рублёва
На фото: Станислав в 1949 году, ремесленное училище, крайний слева; в круглой рамочке – отец; Станислав во время службы, 1956 год, справа с пулемётом.

Возврат к списку